Дарья Фрейдинова. «Что вы сделали сегодня для своего здоровья? (Тезисы о феноменологии здоровья)»

В этой статье я хочу поделиться мыслями и наработками по теме здоровья и выздоровления. Эти мысли – плод разговоров с коллегами-гештальтистами и опыта работы с клиентами.

 

  1. Что такое здоровье?

Из клинической психологии мы знаем, что здоровье определяется как состояние полного физического, умственного и социального благополучия и основывается на субъективном ощущении здоровья.

Согласно биопсихосоциальному подходу Дж. Энджела, здоровье является результатом взаимодействия трех групп факторов: биологических (генетические и инфекционные факторы; органические дефекты), психологических (когнитивные, эмоциональные, поведенческие факторы) и социальных (социальные нормы поведения; давление со стороны окружающих, направленное на изменение поведения; социальные ценности, связанные со здоровьем; социальный класс и этническая группа, к которой принадлежит человек).

Похожую идею продвигал и американский психотерапевт Пол Гудмен. По его мнению, здоровье основывается одновременно на трех составляющих: физической, психической и культурной.

Мы будем говорить о здоровье как о динамическом процессе, позволяющем удовлетворить наибольшее количество потребностей при наиболее экономном расходовании ресурсов. При этом процессы адаптации направлены на выработку оптимальной стратегии, поддерживающей равновесие живой системы.

Говоря о человеке как о высшей форме феномена жизни, следует помнить о его способности познавать и преломлять в себе картину окружающего мира, находить свое место среди себе подобных и самовыражаться через социальную активность.

Гештальт-подход – феноменологический метод, и в обсуждаемом нами вопросе важна не столько объективная правда о состоянии здоровья человека, сколько субъективный отклик на это состояние. Здоровье не сводится к отсутствию заболевания, это позитивное самоощущение, которое требует иного определения. Соматически больной человек может быть активным и благополучным – то есть он будет здоров настолько, насколько это возможно при его заболевании.

Гештальттерапия понимает под здоровьем способность создавать и разрушать фигуры, творчески приспосабливаться к меняющейся ситуации и адекватно использовать ресурсы поля.

Взрослый человек, если у него до 25 лет не было опыта тяжелых или хронических заболеваний, имеет представление о своем здоровье как о чем-то само-собой разумеющемся. И чаще всего человек начинает вкладываться в свое здоровье только после того, как само это понятие становится для него фигурой, выходит на передний план восприятия.

Иначе говоря, в нормальном состоянии здоровье составляет привычный фон и имплицитную опору человека. Точно так же мы не задумываемся о ряде имеющихся у нас внутренних органов до тех пор, пока они не пошлют нам сигнал в виде симптома – и только тогда, мы их замечаем.

С возрастом человек начинает воспринимать здоровье как ограниченный ресурс, принимает возникающие особенности и ограничения и учится заботиться о себе.

Осознание ответственности за свое здоровье зависит от множества установок, как индивидуальных, так и социальных.

С младенчества человек учится регулировать контакты с миром и другими людьми, создавать и разрушать фигуры. По мере того, как ребенок осваивает способность удовлетворять потребности, он либо постепенно научается занимать активную позицию по отношению к своему здоровью, либо оказывается в зависимой позиции, передоверяя ответственность за собственное здоровье кому-то другому (родителям, организациям, государству и т.д.).

 

  1. Что нам нужно знать о функционировании здорового организма?

Что делает здоровый ребенок? Растет и приспосабливается, набирается опыта и играет, учится и исследует, пробует и рискует.

Что делает здоровый взрослый? Учится, строит отношения, работает, заботится о своих близких и о своем здоровье.

Функционирование здорового человека, согласно теории гештальт-подхода, сводится к тому, что:

  • здоровый человек способен оставаться в ситуации «здесь и сейчас» и, соответственно, принимать реальность, использовать ресурсы и удовлетворять потребности;
  • брать на себя ответственность за принятые решения и сделанные выборы, думать о последствиях;
  • замечать и завершать незавершенные действия и полностью проходить цикл контакта;
  • быть способным к росту и развитию, к ассимиляции полученного и обращению его в новый опыт;
  • быть способным к значимым отношениям, к близости, понимаемой как форма присутствия одного человека в жизни другого и включающей способность разделить иной образ действительности без потери собственной осознанности и желания быть увиденным определенным образом (Ж-М. Робин);
  • быть способным к автономии и самоподдержке, ощущать себя самостоятельным и нести за это ответственность;
  • быть способным занимать активную позицию, удовлетворять потребности, опираться на здоровую агрессию для использования ее на границе контакта.

 

  1. Что человек понимает про свое здоровье?

Что это процесс, наиболее представленный физической составляющей, которая зависит от наследственности и условий, в которых человек находится. И если с наследственностью ничего не поделаешь – ее можно только учитывать и принимать, – то условия можно менять, в зависимости от приобретенных ценностей и привычек (психологическая и социальная составляющие здоровья).

Здоровье – это необходимое условие для успешного и гармоничного развития человека.

 

  1. Что мешает человеку быть здоровым или выздоравливать, если он заболел?

Разберем это более подробно, опираясь на тезисы, перечисленные в разделе о здоровом функционировании организма (см. выше).

Наша способность принимать ситуацию «здесь и сейчас», принимать реальность может сильно страдать от такого типа прерывания контакта, как проекция. Когда человек заболевает, он может вследствие своей тревоги преувеличивать или, наоборот, преуменьшать силу болезни, проецируя на нее свое отношение к заболеваниям вообще и/или к этому конкретному заболеванию, в частности.

Возможность думать о последствиях и принятии соответствующих решений тоже может прерываться проективным образом. К примеру, человек думает: «Я еще ни разу не испытывал таких симптомов, у меня еще этого не было, это, наверное, очень тяжелое и неизвестное заболевание, которое загонит меня в могилу». Так возникает тревожное преувеличение, которое уводит в сторону от задач выздоровления.

Принятие ответственности за свое здоровье может быть «искривлено» идеей (интроецированием), что здоровье нужно родителям, работодателям, государству и прочим статусным фигурам и институтам, а не мне самому. Эта установка лишает человека необходимой активности, оставляя его пассивно дождаться помощи извне, что в ситуации болезни – неоправданная роскошь.

Чтобы завершать незавершенные действия, необходимо наличие ресурсного состояния. Часть ресурсов человек может получить у лечащего врача, часть – у близких, друзей, родственников. Однако для этого человек должен осознавать свою потребность в ресурсах и дать знать другим людям, что он в них нуждается.

Возможность получать внешний ресурс и поддержку базируется на способности к близким отношениям и привязанностям. В то же время, способность опереться на себя и связанное с этим ощущение автономии дает возможность почувствовать покой и напитаться отдыхом. И то, и другое одинаково важно в условиях дефицита ресурсов, характерного для состояния «я болею».

Способность занимать активную позицию по отношению к болезни во многом зависит от установок человека, от субъективных представлений о своих способностях противостоять нездоровью и стремиться к выздоровлению. Например, человек может воспринимать болезнь как Кару Небесную, и в этой картине мира только Кара способна решать, жить ему или нет.

Другой пример – «страшилки», усвоенные в детстве. Зачастую родители, чтобы привить ребенку привычку к заботе о здоровье, пугают его: «Заболеешь этой болезнью – умрешь!» В результате закрепляется связка «заболевание – смерть». В этом случае сложно стремиться к выздоровлению, ибо его нет в данной картине мира.

 

  1. Здоровье как бытие

Здоровье – это то, что помогает контакту осуществиться, это индивидуально нормальное функционирование селф, та незримая устойчивость, на которую человек опирается, и на которую опираться удобно, – в отличие от болезни, которая тоже может стать временной «кривой» опорой, но не такой эффективной и удобной.

Здоровье – это бытие во всех его аспектах: биологическом, психологическом и социальном.

Возвращаясь к исходному вопросу: заметьте, что вы сделали за сегодняшний день для своего здоровья? Это важно! Это ваша активность, осознанность, выбор и позиция. Будьте здоровы!

 

Список литературы:

  1. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.
  2. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000.
  3. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. М.: МГИ, 1996.
  4. Франк Р. Достигая друг друга. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2015.
  5. Сименс Х. Практическое руководство для Гештальттерапевтов. СПб.: Издательство Пирожкова, 2008.
  6. Спаниоло Лобб М. Now for next: Настоящее для будущего в психотерапии. М.: МГИ, 2012.

 

Дарья Фрейдинова (Санкт-Петербург) – медицинский психолог, гештальттерапевт, супервизор, специалист по кризисным состояниям, сказкотерапевт, член Ассоциации детских психиатров и психологов, член EAGT, тренер и учебный терапевт ИИГТ. Сфера интересов: индивидуальный консультации для детей и взрослых.

Телефон: +7 (921) 953 66 92, e-mail: freydinova@gmail.com