Елена Петрова. Гештальт: выбор на фоне кульуры

Как известно, психотерапия — это новый для человечества вид деятельности. Калейдоскоп методов и подходов, которые предложил 20 век, кажется очень богатым. Современную культуру трудно представить себе без психотерапии. Психотерапевт делает нечто важное для культуры. И это не только информация о том, как живут люди и что происходит в глубине души людей. Психотерапия предлагает что-то специальное, имеет свою функцию.

Если мы возьмём во внимание некоторый общий принцип массовой культуры, то мы предполагаем, что психотерапия предложит что-то дополнительное. То, чего не дает человеку основной поток массовой культуры.

Предложим насколько примеров. 

Рассмотрим, как психотерапия обходится с темой ВЫБОРА. В методологии гештальт тема выбора имеет большое значение. Как понимали эту тему в основной линии массовой культуры в 1950-ые годы? Культура предлагала много возможностей для реализации своего потенциала. Америка после второй мировой войны была областью больших возможностей. Культура «сообщала» людям: ты можешь все и у тебя есть потенциал развития. А что предлагал гештальт терапевт?  Предлагал концепцию ТВОРЧЕСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ. И концепцию агрессии, которая меняет область границы (контактной границы) человека и его окружения. Гештальт подход понимал ВЫБОР как выбор вариантов действия, которые возможны после того, как была сделана ориентация в мире. Ключевой компетенцией, которую предлагал терапевт своему клиенту, была ОСОЗНАННОСТЬ. Человеку предлагалось осознать себя.

Что происходит в последующие годы? В 1970-ые годы культура европейских стран предлагает тему ПОТРЕБЛЕНИЕ. То есть человеку предлагается потреблять как можно больше и разнообразнее. И что предлагает гештальт терапия? На первый план выходит тема «выбор — это брать или отвергать».
Это важное различие. В 1950-ые гештальт терапевт обсуждал то, как человек строит свое поведение и проявляет агрессию к окружению. В 1970-ые гештальт терапевт обсуждал с клиентом, как тот может БРАТЬ ИЛИ ОТВЕРГАТЬ. Выбирать между «кока колой» и «пепси колой». 

Конечно, трудно размышлять о близких временах. Но кажется, что в 1990-ые мир говорит человеку: двигайся вместе со мной! А терапевт предлагает клиенту что-то про ОСТАНЬСЯ САМ СОБОЙ и тему ПРИЗНАНИЯ со стороны окружения. ВЫБОР обсуждается в связи с темой ВЫБИРАЙ БЫТЬ САМ СОБОЙ.

Начало 21 века предлагает совсем новые вызовы от культуры. Социолог Бауман предложил термин «текущее общество», чтобы описать тенденции. Тема ВЫБОР понимается гештальт терапией сейчас как необходимость ОСТАНОВИТЬСЯ и понять, ЧТО ЖЕ ТЫ САМ ХОЧЕШЬ И КТО ЖЕ ТЫ. 

Может быть я ошибаюсь, предлагая такую классификацию? Но с каждым конкретным клиентом я, как терапевт, обдумываю, что именно человек понимает, когда размышляет о ВЫБОРЕ. Потому что концепция активного выбора — это важная часть понимания ФУНКЦИИ СЕЛФ. ЭГО функция — это то, что по утверждению Исидора Фрома вступает в контакт с окружением. Возможно с конкретным клиентом я столкнусь с разными вариантами понимания ВЫБОРА. Как будто встреча с разными формами культуры требует разного подхода. 

Важно, что ВСЕГДА я как терапевт должна предложить человеку что-то другое, чем то, во что вовлекает его массовая культура. Потому что именно эта самая культура и создала своими шаблонами условия для НЕВРОЗА. 

Поэтому как терапевт я должна учитывать фон культуры. И в то же время предлагать что-то немного отличное.

Как люди делают выбор? Что люди понимают, как выбор? Можно сказать, что мне предлагают в бутике несколько кофточек, я выбираю одну из них. Может быть я собираюсь пойти в ВУЗ и выбираю один из ВУЗов в котором буду учиться, чтобы потом работать по специальности. Можно сказать, что я хочу написать картину, выбираю из многих возможностей одну, совершаю уникальное действие и создаю художественный объект. Один мой собеседник говорил, что «хочет сделать ВЫБОР, потому что есть две женщины, которые могли бы стать его невестой». А другой мой собеседник говорит: «Мне надо сделать ВЫБОР, чтобы уйти от жены и вступить в отношения с ТОЙ, кого люблю. И мне не хватает решимости…» Согласитесь, что это разные виды выборов. 

Кажется, что в период, когда появилась книга ПХГ, на первом плане, когда говорилось о функции ЭГО как функции выбора, была тема активности и агрессии. «Я имею свою мотивацию, я ориентируюсь в окружении, выбираю наилучший вариант, и я действую, рискую в мире, я совершаю поступок, потом интегрирую последствия». То есть выбор был выбором средств реализации в предметном мире своего побуждения и принятием результатов своего действия. 

Однако уже в восьмидесятые годы, в «век потребления», эти темы сменились. Не творческая активность, а «правильное потребление» стало темой выбора того, что мне брать или не брать из того, что мне предлагают.

В 1990-ые годы все авторы стали подчеркивать тему ОТНОШЕНИЙ, как альтернативу одиночества и индивидуализма.

А в эпоху «Текущего общества» в нулевые годы на первый план вышла тема «я выбираю из нескольких возможностей, которые предлагает мне культура». Кажется, это одно и то же? Но это не так. На самом деле это совершенно разные типы ситуаций. И мы можем думать о том, что предлагает массовая культура, и что предлагает психотерапия. Психотерапия всегда должна предлагать что-то, что слегка контрастирует с массовой культурой. Дело в том, что если психотерапия будет предлагать тоже самое, что делает массовая культура, то в общении с психотерапевтом не будет никакого смысла.

В этом смысле очень важным является в методологии гештальт сочетание темы ОТНОШЕНИЯ и темы ВЫБОРА. Кто и как выбирает? Может ли быть конфликт между теми предложениями, которые кажется предлагают нам отношения с миром и лояльность этим отношениям. А какое место будет для ВЫБОРА в тех процессах, которые организованы в ОТНОШЕНИЯХ. 

Нам кажется, что в современной ситуации психотерапевту приходится решать сложную задачу. На первом этапе помогать человеку идентифицировать себя самого! Понять, где он находится, и кто он. И только после этого помогать человеку обнаруживать себя в отношениях. Как будто бы соединяя разные аспекты функции ВЫБОРА, решая задачи из разных культурных этапов. 

Три разных предложения в три разные эпохи могут быть связаны с концепцией ВЫБОР.

Иногда нам кажется, что предложения гештальт терапевтов пятидесятых годов быть агрессивным и слишком индивидуалистичным давали поддержку темы творчества. Предложение создать то, что ты считаешь нужным создавать.

А ситуация настоящего момента мне представляется уникальной. Мир как будто говорит человеку: делай как все и будь лояльным и позитивным, и тогда мир позаботится о тебе. А терапевт говорит клиенту: подумай сам, чего ты хочешь, подумай, потому что иначе мир вовлечет тебя в свои шаблоны и что будет дальше трудно сказать.