Елена Петрова. Еще раз про Я ТЫ МЫ. Человек и ситуация

Я в Риге. «В Латвии все красиво. То, что не красиво, то точно не функционально» — так написал в начале 2010 –х годов один путешествующий. МАКСЛА  это по-латышски про красиво. И мысли текут респектабельно и складно, в духе окружающей обстановки, и кажется, что люди вокруг рассудительные и позитивные (в их присутствии хочется думать уважительно и позитивно). Поэтому весенние деревья, красивые средневековые узкие улицы, кафе и спокойные люди на улице пробуждают к тому, чтобы свежим способом обдумать мысли, которые давно крутятся в голове, и которые смутно рождались в ДРУГИХ МЕСТАХ И ДРУГИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.   Изменение объектов в окружении создает изменение в поле, и это волнение создает энергию, а в свою очередь эта энергия создает необходимую предпосылку для оформления мыслей и для воплощения того, что было смутным. Уже в этом  маленьком лирическом введении мы найдем отражение процесса, который в гештальт методологии называется «цикл контакта». В этой перспективе дома пройдена фаза «пре-контакта» и ЗА РУБЕЖОМ пройдена фаза «контактирования». А сами полученные выводы и концепции — это конечно «финальный контакт», и это небольшое эссе, наверное, «постконтакт».

Что же (какие элементы, и какие связи, и какие структуры) входит в тот виртуальный объект, который мы называем ситуация? Кто, кроме МЕНЯ, обнаруживается в ситуации, и как же ситуация влияет на людей, которые в ней живут, пребывают и действуют, и как люди влияют на ситуацию,

     Известный факт, что ЗА ГРАНИЦЕЙ мысли у путешествующих текут и порождаются новым способом. Это естественный факт: изменилось окружение и сразу новые мысли приходят в голову и старые уходят из головы. Новый фон и новые объекты в фоне. Фон — это общая атмосфера, язык, визуальные знаки, имплицитно ощущаемые ценности и принципы, ожидания и стиль поведения.

Обращаю внимание на глаголы. Мысли ХОДЯТ.  И могут ПРИЙТИ. Или УЙТИ. Моя тема сейчас — это человек и ситуация. Я ТЫ МЫ. И интенциональность ситуации. 

Немного обидно, что МОИ собственные Мысли меняются от того,  что рядом со МНОЙ. Это философски раздражает. Или наоборот — этот факт ВДОХНОВЛЯЕТ. Эстетика динамического гештальта ситуации может создать то, о чем я и не помышляла, когда была САМА ПО СЕБЕ. Например, тексты пьес ШЕКСПИРА — это записи для суфлера. Текст запечатлел то, что сначала было интуитивно эстетически найдено группой актеров, которые составляли хороший АНСАМБЛЬ. И отталкиваясь друг от друга или притягиваясь, ЧУВСТВУЯ тему, темп и ритм, сыграли и приспособили текст реплик. Поэтому достаточно нелогично в бумажном варианте. И удобно на сцене.  Вот динамический гештальт ситуации  — сцена в пьесе. 

Текст Льюиса Кэрролла ОХОТА НА СНАРКА придуман в ритме шагов и поворотов дорожек университетского двора, по которому прохаживался автор текста и НА ХОДУ сочинял стих. Вот разгадка тайны загадочного текста. Какие только КОНТЕКСТЫ не приписывали этому стиху. И всегда получается удачно.  

Как использовать на практике эти факты?  В чем мне как психологу польза? 

Первая тема. Движение — это мысль. Если человеку трудно сформулировать мысль или найти фигуру, попросите его ходить, или создавать драматическую сценку, или хотя бы пересаживаться с одного стула на другой. 

Вторая тема. Диалог вместо абстрактного размышления. Как только мысль высокого уровня абстракции превращается в обмен репликами, и есть принцип поля для этих реплик, обмен и диалог, часть высокого стиля теряется. Зато приходит живость чувств и подвижность мысли, и эстетического чутья  к ситуации.

Тема три.  Различаем одновременное и последовательное.  Например, игра в мяч. Пример последовательности. Мячик кинул ДРУГОЙ, мячик летит в воздухе. Я его могу ПОЙМАТЬ руками, или уклониться, или получить удар в корпус… есть варианты, потому что есть ВРЕМЯ. Для организации действия. Спрошу клиента: твоя мама предложила ЭТО, а как ТЫ К ЭТОМУ ОТНЁССЯ. То есть введу через грамматику три фазы коммуникации. Отправление, полет и получение ТЕКСТА. Некоторым очень помогает. 

А пример одновременного события — это атмосфера. То, что в пределах трёх секунд возникает, порождается МЕЖДУ нами И ПРИНАДЛЕЖИТ группе единомоментно. Это условия и фон для игры В МЯЧ. Понимая эту игру тут как метафору коммуникации. 

Тема четыре. Уважаем мифологемы. Динамические композиции отношений и обменов активностями закреплены за столетия в устных рассказах, сказках. Без письменного теста трудно запомнить детали, и ситуация эстетического поля ПОДПРАВЛЯЕТ детали. Это что-то вроде искусственного виртуального разума. Просто ЧУВСТВУЕТСЯ как СКЛАДНО СЛОЖИТЬ СЮЖЕТ. Потому уважаем сказки — причём сюжеты, а не отдельные МОТИВЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 

ИТАК, надо ездить в другие города, общаться с разнообразными людьми.  И создавать Я-ТЫ-МЫ в ситуации.

В этой связи еще необходимо вспомнить про то, что людей останавливают ВИНА, СТРАХ и СТЫД (Бертрам Мюллер). Остановки контактного процесса создают сбои в развитии ситуации. Завихрения в поле коммуникации и отношений. Редукцию части действий и контрдействий в поле, редукцию части обращений от человека к человеку, редукцию части возможных интервенций (если речь идет о психотерапевтической сессии). И это — почва для ТРЕВОГИ. А тревога порождает свои собственные феномены, про тревогу и ситуацию. И о том как ТРЕВОГА разрушает структуру динамического гештальта ситуации. И как можно все восстановить с  помощь осознанности. Рабочее название лекции: СКЛАДКИ СИТУАЦИИ И СКЛАДКИ ДУШИ.

Артур Домбровский говорит, что динамика в гештальте с 1950 по 2010: целостность – потребности – отношения.

Активный альтруизм — вот естественное основание для гештальт терапии. От рождения человек стремится к контакту