Елена Петрова. Про оптимизм и пессимизм

Елена Петрова Об оптимизме и пессимизме (10 июня 2020)

Размышления о пессимизме, меланхолии, депрессии, энтузиазме и оптимизме, о воспитании детей и о практике терапии.  Эти небольшие заметки навеяны тематикой , которую мы обсуждали с участниками в семинаре  ДЕПРЕССИИ. (Авторский семинар Сергей Кондуров и Елена Петрова, онлайн, июнь 2020)

Вместо эпиграфа.  «Оптимист говорит, что стакан наполовину полон, пессимист говорит, что стакан наполовину пуст» ( из старого анекдота)

Начнем с того, что есть полярность: Оптимист и Пессимист.  Может ли оптимист ЗАРАЗИТЬ своим оптимизмом? Может ли пессимист заразить своим пессимизмом? Может ли  быть «объединение чувств, чтобы просто было «хорошее настроение»? Оптимист и Пессимист это такая узнаваемая по литературным образцам пара. Можно даже вспомнить двух литературных персонажей, Дон Кихот и Санчо Панса.  Нам кажется интересным следить за их взаимодействием как персонажей, когда мы читаем роман Сервантеса. Но в жизни все происходит несколько более сложно.

. Как бывает, что временно на психологическом тренинге человека заражается  энтузиазмом, а потом снова выходит на первый план  тема одиночества и печали? Может ли быть что то среднее, если человек то печален, то радостен? Как бывает, что в паре общающихся людей один обнаруживает много волнения и энтузиазма, а второй уходит в печаль и его настроение снижается? Как часто бывает так, что одному весело а второму грустно. И почему-то не устанавливается СЕРЕДИНКИ. Как бы иногда хотелось, чтобы эмоции людей как -то обобщались или передавались, чтобы был ОБЩИЙ ПОЗИТИВ («для всеобщего усреднения», это шутка, конечно). Я как практик сталкивалась с тем, что человек долго занимался с психологом по программе «позитивное мышление», и эти занятия еще более  маскировали и углубляли его одиночество и депрессию.

Как может повлиять один человек на другого, создавая депрессию или наполненность чувствами? Я психотерапевт, и потому начну с практики психолога. Может ли быть пара ОПТИМИСТ и ПЕССИМИСТ в терапии? Например, человек  попадает в депрессию,  и как клиент в психотерапии ищет оптимистичного терапевта, чтобы «заразиться оптимизмом». Может ли быть такая ситуация в ходе консультирования, что терапевт делает позитивные предложения, которая кажутся клиенту очень полезными и дают чувство полного энтузиазма. Но проходит время и клиенту становится всё хуже и хуже. Если читатель как практик встречался с  такими  эпизодами, он знает, что  они вызывают разочарованием терапевта. На первых порах кажется, что «все идет хорошо», но у клиента быстро наступает усталость.  Переживания чувства вины и жалоба на отсутствие  чувств возвращаются. В том числе у клиента иногда развивается еще чувство вины за то, что он не смог поддерживать энтузиазм, который транслировал ему психолог.   Мы ниже рассмотрим некоторые идеи, которые в современной гештальт терапии предлагаются терапевту для эффективной работы с депрессивным опытом.

Может ли быть пара ОПТИМИСТ и ПЕССИМИСТ в семейной истории? Да, мы часто встречаем в практике работы с клиентами такие удивительные истории, которые вызывают сначала недоумение. Позитивные родитель и депрессивный ребёнок. Например, активная и энергичная мама и стеснительная,  депрессивная дочка. Чем больше родитель проявляет ЭНТУЗИАЗМ и готовность к активности, и пытается «заразить» своим энтузиазмом ребенка, тем больше второй участник пары становится ПАССИВНЫМ.  Кажется, что перед нами  что-то про СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ.

Но ведь души людей это не просто сосуды для жидкостей? Что же происходит между людьми такое, что либо ведет к депрессивному опыту, либо поддерживает традицию и тенденцию активного отношения к жизни?

Мы для примера представим себе семью, в которой один из родителей это человек яркий, оптимистичный, всегда готов  к активности, являются «душой общества». А ребёнок вырастает одиноким,  склонным к депрессии. В практике   жизни мы часто замечаем такие эпизоды. В чём ключ к этому к этому парадоксу? Ответ лежит в неожиданной плоскости. Дело не в том, чтобы «уровнять» эмоции. Дело в том, как организован КОНТАКТ в такой группе. Есть ли ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ, или   каждый в этой группе «сам по себе».  Карл Роджерс когда-то говорил о «вертикальных» и «горизонтальных» чувствах. Человек «душа общества» часто демонстрирует именно опыт «вертикальности» в том, как он организовывает контакт. К «душе общества»  можно присоединиться, можно увлечься на время его энергией ( как увлекаются зрители монологом актера, который создаёт в представлении на сцене нечто захватывающее). Однако с ним нет возможности ВСТРЕТИТЬСЯ.  Нет возможности обратиться и получить отклик. Нет возможности сделать так, чтобы ОН заметил именно ТЕБЯ. Можно только СЛЕДОВАТЬ за ним. Или отставать и оставаться в одиночестве. Ничего особенно неприятного из этой ситуации не следует. Часто такой человек реально создает ПОЗИТИВНУЮ АТМОСФЕРУ в доме или в компании. и делает много хорошего ДЛЯ ЛЮДЕЙ. И не сразу заметно, что близкие могут оставаться ОДИНОКИМИ. Кстати, из  этой метафоры заметно, что в эпизоде СЛЕДОВАНИЯ человек тоже переживает одиночество, но не замечает себя самого, и потому захвачен ОБЩИМ энтузиазмом и переживает приятные для его души состояния (экстаза, радостного возбуждения).

 Ответ лежит в самой концепции депрессии, которая мы продвигаем в этом семинаре, эта концепция эта концепция связана с идеями Маргарита Спаньоло-Лобб. Это концепция понимания депрессии как тотальной ОСТАНОВКИ. В этом смысле депрессия понимается не просто как ретрофлексия побуждения к появлению агрессии или активности. Это остановка связана с более интегрированным основанием, потому что остановка есть результат «понимания» человеком того, что у него невозможности контакта  и встречи. ДЕПРЕССИЯ есть результат  недоступности движения к КОНТАКТУ И ВСТРЕЧЕ.  Это кажется странным, потому что активность это ВСЕГДА ХОРОШО. И как может случиться , что активность как будто бы возможна, а человек сам себя останавливает?  Представьте себе, что вы можете проявлять активность, вам не запрещено проявлять активность ( может быть, вас даже подбадривают, говорят « у тебя получится!» или « у тебя же есть все условия!»). но вы понимаете (чувствуете), что ) что  нет возможности быть встреченным. Вы не можете рассчитывать на то, что случится ответное движение мира к вам. Что вы будете приняты и встретитесь с ответной активностью. Кажется , что это рассуждение слишком наивно? Но именно ОДИНОЧЕСТВО (прямое или косвенное, реальное или кажущееся) может быть понято как одно из оснований депрессии.

  Вернёмся к теме человекам и его окружения.  Бойкий и весёлый, остроумный отец, «душа компании», не доступен контакту для своих детей. Он просто «не умеет» быть в близких отношениях, и компенсирует этот дефицит созданием «оптимистической атмосферы». Как ни странно, мы найдем нечто общее с тем, как депрессивный отец или мать, также не доступны контакту! Иногда кажется, что, если депрессия уже случилась, два депрессивных человека лучше поймут друг друга. Они могут пережить общую атмосферу, когда синхронно попадают в пространство собственного переживания депрессии, и это дает чувство МЫ. Чувство единого потока чувств… На несколько минут может показаться, что два депрессивных человека рядом ПОНИМАЮТ ДПУН ДРУГА за счёт общего поля. Но это ощущение не устойчиво. Наступает момент, когда отсутствие надежды на ПОНИМАНИЕ И ВСТРЕЧУ становится решающим компонентом. Точно так же, как захваченность энтузиазмом быстро утомляет и оставляет человека снова одиноким.

 Итак, вернемся в пространство практики терапии. Человек в детстве научился (привык) останавливать свою спонтанность ради социального благополучия. И во взрослом возрасте эта привычка имеет для него дурные последствия, так как оставляет его одиноким. И ведет к тому, что при внешних сложных обстоятельствах, которые могли бы быть поводом к активности и творчеству, он дает депрессивную реакцию. Поэтому задача для психотерапевта лежит не в том, чтобы «отреагировать скрытую агрессию». Даже не в том, чтобы найти ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ эмоций. Ответ для терапевта находится совсем в другой плоскости задач.  Ответ на этот парадокс лежит в области темы КОНТАКТ. Именно ожидание, что «не возможность контакта» и создаёт ту «модную»  по форму организации душевного опыта остановку активности, которую мы называем депрессия.

Что же делать психологу практически, если его клиент в депрессии? Необходимо, исходя из модели Маргерита Спаньоло-Лобб, поддерживать способность человека к контакту с собой и к выражению себя. Однако дело не только в том, что бы один человек всё время слышал другого. Это было бы односторонним решением. Более того, такая тактика, если она применима не осторожно, даже вело бы к треугольнику Карпмана. Как часто психологи попадают в эту ловушку. «Я хороший и я тебя СЛЫШУ,  а те другие, твои близкие ТЕБЯ НЕ СЛЫШАТ».  Это не совсем та тактика, которая нам полезна в работе, как терапевтам. Как же поддержать контакт? Что поможет быть критерием контакта? Видеть глаза другого и иметь отклик от тебя самого на присутствие другого и быть готовым заметить реакцию другого на тебя. И в перспективе делать что то совместное, поддерживая МЫ. Феноменологический подход нам поможет как терапевтам. Заметить феноменологию другого. Заметить свою собственную феноменологию РЯДОМ С ДРУГИМ.  Подумать о том, ЧТО Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ОН УСЛЫШАЛ. Ответить себе на вопрос ЧТО Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ОН СДЕЛАЛ после того как меня услышит.

В заключение вернемся в простой коммуникации. Как и почему я могу испытывать энтузиазм, а ДРУГОЙ человек  рядом со мной, и он в депрессии. Я полна энтузиазма, я счастлива, а рядом со мной человек в депрессии. Вот мой пример. Я придумала хороший проект и радостно рассказала о нем другу, на ходу развивая тему. Через 20 минут я заметила, что у него какой-то отсутствующий взгляд.  Я спросила его о чувствах. Сказала о своем радостном возбуждении от того что проект получается. И была удивлена тем, что он как то слегка не в тонусе. Почему же он не радуется ВМЕСТЕ СО МНОЙ?   Подумала я. И я спросила саму себя: как я потеряла контакт с ним? И я попробовала честно услышать свои собственные мысли. Например я хочу, чтобы он изменил свое состояние и стал весёлым.  Чтобы он восхитился моими мыслями. Чтобы он порадовался за меня… Все эти приятные для моего ума мысли обладают одним свойством. Эта позиция создает условия для игнорирования  уникальности второго человека. Эта позиция  даже предполагают мой эгоцентризм. И совсем нет того, что МЕЖДУ НАМИ.  сделала такое моделирование, я сама себя остановила.  И ответ лежал нам поверхности. Я была в своём ВЕРТИКАЛЬНОМ пространстве. А вовсе не с ним ДРУГИМ. То есть была совсем далека от Я-ТЫ диалога ( по Буберу). И эти мысли как то подсказали мне, как УВИДЕТЬ того кто рядом.

Вместо заключения.  

Итак. ДЕПРЕССИЯ  это не просто ретрофлексия, не  простая остановка человеком  своей агрессии. ДЕПРЕССИЯ это результат того, что  человек остановил свою  надежду на в встречу. Вот одно из оснований невротической депрессии. Кстати, это очень СОВРЕМЕННО. Общество ЗАПАДНОЙ культуры говорит  людям: потребляйте, развлекайтесь, будьте конформными! В скрытом виде это призыв к комфортному одиночеству ( как продолжение идей индивидуализма).  И мы как психологи  можем  принимать как тему для терапии именно необходимость создать условия, в которых человек  может свободно вернуться к себе  и рассчитывать на то, что мы готовы встретить и поддержать его интенцию к контакту.

Противодействуют депрессии именно тактики, которые помогают человеку опереться на себя самого и двинуться к контакту с другими людьми.   Итак, бодрость духа и постоянный оптимизм, или  полярность, депрессия и пессимизм. Кажется что пессимизм ведёт к депрессии, а бодрость к оптимизму и энтузиазму. Но на деле не совсем так. Однако и то, и другое, в общении человека с другими людьми, может для человека  стать основанием для одиночества. И ОПТИМИСТ, и ПЕССИМИСТ – оба персонажа в коммуникации могут создать условия для того, чтобы собеседник оставался в одиночестве и не имел надежды на встречу и контакт. Потому попробуем быть ВМЕСТЕ. Видеть друг друга.Елена Петрова
Интегративный Институт Гештальт Тренинга в СПБ
+7 921 9086944
www.gestalt.sp.ru
www.iigt.ru
www.facebook.com/groups/iigt.spb