Елена Петрова. Аффект и движение

Почему люди всплескивают руками симметрично при стрессе?

Почему в гневе удобно бить двумя руками симметрично по спинке дивана?

Старомодная манера движений у актеров старой провинциальной школы вызывает умиление.

Скульпторы знают. Гневное возмущение или мольба — это симметричное движение руками и корпусом. То же самое отчаяние  или исступлённая просьба.

А вот призыв к будущему — это жест указывания одной рукой. Мы можем  подобрать прекрасные примеры скульптур и политических лидеров.

Для примера аффектов возьмём скульптуру ГРАЖДАНЕ КАЛЕ. Это шествие отчаявшихся людей, которые несут ключи от города завоевателям.

Или персонажи картины Репина БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ.

Горе — это движение ДВУМЯ руками зажать себе голову…

Огюст Роден
Граждане Кале

ДЛЯ ЧЕГО  мне как психологу знать про эти симметричные движения? Что полезного мне принесёт это знание?

Ответ лежит в неожиданной плоскости.

Мы исследовали алгоритмы организации контакта и поведения людей, которые жалуются на то, что НЕОЖИДАННО  СРЫВАЮТСЯ и сами этому совсем не рады.

Всплеск руками оказывает удивительный эффект.

С его помощью энергия, которую породило перевозбуждение от внутреннего порыва, или перевозбуждение от реакции на  переносимые внешние обстоятельства, канализируется. Соединение движения руками и дыхания, и выразительного звука, и РИТМИЧНОГО  движения корпуса вперёд-назад (динамическая симметрия) создаёт удивительный по силе и выразительности интегративный путь для ВЫХОДА во вне напряжения. И даёт шанс на восстановлений саморегуляции.

Мы буквально обучаем людей, в опыте которых есть нежелательные для них аффективные срывы, не стесняться и в моментах, когда они чувствуют телесно начало перенапряжения, разрешить себе эти наивные ДЕРЕВЕНСКИЕ формы выражения чувства. И с помощью этого нехитрого действия разрешить себе восстановить и способность размышлять, и организовывать ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ. Например, чуть наивно сделать жест рукой и сказать самому себе или собеседнику «с одной стороны я хочу…» Потом сделать жест ДРУГОЙ РУКОЙ и продолжить «с другой стороны, я хочу…»

И так далее. Немного наивно, зато это путь к восстановлению  способности организовывать интенцию в реальном движении. Что важно с точки зрения развития динамических  гештальтов ситуации.

Почему именно симметрия в жестах помогает преобразовать СХЛОПЫВАНИЕ и спутывание чувственного опыта при эмоциональной перегрузке? И вернуть психику к более свободному процессу? И вернуть способность к организации контакта? Нам кажется, что симметрия связана с работой примитивных двигательных инстинктов. И в этом сила и глубина этого двигательного алгоритма.

Рефлекс Моро
— если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Создается впечатление, что в этой ситуации, напоминающей внезапное падение, ребенок проявляет готовность за что-то ухватиться.

Неврологи и специалисты по детской психологии и описывают РЕФЛЕКС МОРО. Симметричное движение руками младенца, как будто бы он всем телом тянется к маме.  Иногда это движение интерпретируют как поиск защиты и первое движение к объятиям.

Но можно заметить что при недифференцированном стрессе заметно то же движение.

Его структура врождённая. Это инстинкт. Такой же как врожденные  микро-стрессовые реакции ( бежать-атаковать, суетиться-замереть).

По аналогии с тем, что мы ВСЕГДА найдём, обнаружим, микро-стрессовые реакции у человека в ситуации, когда ему угрожает реальная или мнимая опасность, мы обнаружим инстинктивные движения симметричного типа в ситуации, когда внутреннее напряжение и конфликт мотивов возрастает.

Привычка и культурная ДРЕССИРОВКА побуждает людей быть внешне спокойными. Аффект и связанные с ним микродвигательные компоненты реакции остаются ЗА КАДРОМ.

Плата за это тренированное спокойствие не такая уж и МАЛЕНЬКАЯ.

Мы знаем что пропуск (редукция) или блокировка аффекта в отдаленной перспективе ведут к ретрофлексия и соматическим симптомам и болезням.

Аффект как СРЫВ в коммуникации — это последствие острого эпизода тревоги, и этот способ ВЫХОДА  из тревоги тоже симптом, только не в телесном, а в эмоционально-волевом пространстве. Важно помнить, что симптом  разряжает напряжение, но не полностью УБИРАЕТ источник этого напряжения.

Поэтому не стоит надеяться, это было бы просто наивным, что создав телесный  симптом вместо аффекта ты решаешь ПРОБЛЕМУ, или что если ты шумно сорвался и сказал всем ЧТО О НИХ ДУМАЕШЬ, ты восстановил свою саморегуляцию.

Наоборот, именно свободная половина себя самого и половина окружающего мира создают тот ритм и ту предпосылку для СВОБОДЫ, которая нужна для самоорганизации и самоподдержки.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *