Елена Петрова Гештальт как возвращение здравого смысла

 Гештальт подход «родился» в 1951 году, и днем рождения можно считать выход книги Пол Гудман и Фриц Перлз «Возбуждение и рост человеческой личности» (в русском переводе «Теория гештальт терапии»). То есть младенцу уже пора выбираться из пеленок. Как-никак солидный возраст, целых 58 лет. Впрочем, не так уж он и стар, все-таки на целых  50 лет моложе психоанализа. И первые идеи  в области методологии Гештальт подходы были сформулированы как противоположные психа анализу.   Удивительно, но сейчас, через 60 лет, часто гештальт подход относят к группе психодинамических направлений. И многие авторы, которые пишут о гештальте, используют терминологию психоанализа. Что  создает  повод для путаницы и для творчества в одно и то же время. Гештальт подход предлагает  новичку, который знакомится с методом,  парадоксы. Например, интересующийся заглядывает в словарь по психологии  и находит статью про «гештальт».  И находит имена психологов, которые исследовали зрительное восприятие (и ничего не знали о психотерапии). .далее интересующийся заглядывает в руководство по гештальт терапии и вдохновляется идеями свободы, уникальности. Вдохновляется тем, что  отказывается от теории в пользу концепции  творческого приспособления. И тут же  попадает  в дискуссию, где мудреным  образом  участники обсуждают, как организованы функции контакта и динамика СЕЛФ, и как специфически понимаются клинические  задачи в рамках  методологии Гештальт. А  знатоки философии с удивлением обнаружат, что ан одной странице  встречаются «принцип реальности», концепция изменений и феноменология.

   Это направление в развитии личности, которое стало популярным как метод психотерапии, сразу ( то есть в  1950-х) объявило себя «пионерским». Авторы предложили миру подход, альтернативный психоанализу. И полностью основанный на человеческом опыте , на том, что мы могли бы назвать естественным для человека, на  здравом смысле.  Психоанализ предлагал человеку: анализируй свое детство, прошлое, пойми его, верни в область своего сознания то, что было оставлено в прошлом в областях бессознательного. И это даст основание для само развития и исцеления.

   Гештальт предложил качественно новый взгляд на  активность человека и новый  подход к пониманию человеческого опыта. А , как следствие, новый подход к организации  тактики  и стратегии помощи людям. Новизна в том, что терапевт может творчески  играть и быть наблюдательным, поддерживать креативность  в области актуального  опыта клиента.  Что  важно, в этом подходе терапевт не станет предлагать  годами анализировать детство и вспоминать отношения с родителями.  Гештальттерапевт предложит сделать простую, практичную и понятную на уровне житейского здравого смысла вещь: просто внимательно отнестись к тому, что происходит сейчас. Наблюдать те процессы, которыми живет душа. И замечать те проблемные места, в которых жизнь души сбивается с ритма,  когда создаются эпизоды прерывания контакта.. Обнаруживать оставленные в прошлом и завершать не завершенные действия. Поддержать осознанность. Встретиться  с другим человеком.  И открыть свою душу для нового опыта.

   Правда, здравый смысл у гештальттерапевтов особенный. На сессии гештальттерапевта можно увидеть удивительные сценки. Например, человек говорит, что во время важного события  он был в стрессе и у него осталась после этого головная боль. Для каждого читателя  очевидно, что головная боль это малоприятное переживание. И что «после стресса бывает головная боль». И нормально было бы сказать человеку — «давай принесем таблетку». Или «не бери в голову, отдохни и расслабься!» . Или, как минимум, «давай уберем твою боль».

   Но, к удивлению не искушенного наблюдателя, гештальттерапевт предложит совсем новое  действие. Он предложит: «сфокусируй и усиль переживание», «поговори от имени чувства», «если у тебя болит голова, может быть, ты что-то забыл сказать или сделать, ты остановил какой-то свой порыв». И вдруг обнаружится, что это была не просто головная боль, а сдержанный гнев, досада или обида. Терапевт предложит человеку выразить свои чувства,  и как минимум, признаться самому себе, что он их чувствует. И клиент вдруг с удивлением обнаружит, что голова стала свободная и светлая, и мысли стали естественно, «не зависая», сменять одна другую. .

    Конечно, мы понимаем, что все начинается в детстве. И хорошее, и проблемы в человеческой жизни. Но для того, чтобы исцелиться и освободиться от удерживающих сетей прошлого, нет необходимости долго и занудливо вспоминать детали  отношений с родителями и погружаться в исследование комплексов. Достаточно просто быть сфокусированным и наблюдательным, быть честным по отношению к самому себе, решиться встретиться с собой, опереться на себя, быть осознанным, быть открытым для творчества.  Что мешает фокусировке? Мешает страх  и стыдливость, опасения, которые были привычными с детства, и наконец просто невнимательность и небрежность по отношению к себе самому.

    «Прошлое осталось позади, будущее еще не наступило. Есть только момент «здесь и сейчас». Именно в эпизоде «здесь и теперь» сосредоточено все важное для человека. Его чувства, поступки, решения, переживание, новый опыт. Осознавание, актуальность и ответственность, вот «три кита» практики гештальт терапевта.

    Поведение и активность человека, который вступает в контакт и выходит из контакта с окружающим миром, организовано циклами. Гештальттерапевты замечают  несколько способов нарушения цикла контакта в отношениях  человека и окружающего мира.

    Интроецирование. Человек берет в свою психическую жизнь готовые формулы из числа тех, которые предлагали ему другие люди. Это могут быть  концепции, отношения, стандарты поведения,  мораль,  ценности и т.д.  Эти, в принципе хорошие и полезные вещи берутся личностью без критической проверки, без собственной душевной работы, как готовые шаблоны. Человек перестает думать и чувствовать себя уникально и спонтанно, и начинает действовать как робот, по готовым формулировкам, двигаться по готовым рельсам. Он говорит «нужно» и «я должен»  вместо того чтобы говорить «я хочу».

Слияние. Человек слабо дифференцирует, какая часть опыта принадлежит ему самому. А какая относится к окружающему миру. Душевное настроение,  позитивнее переживания или негативный опыт он разделяет, без границы, между собой и миром.

Проецирование.    Это   процесс,  в  котором  позитивные   или   негативные свойства, отношения,   качества,   верования,   поведения   или чувства, которые в действительности относятся к самому человеку и его душевной жизни, отделяются им от себя самого и приписываются другим людям или ситуации. Так случается, если человек   чувствует  себя некомфортно в связи со своими переживаниями, убеждениями, поступками или ситуацией и потому  приписывает всё это окружению. Он говорит «это мир на меня разозлился» вместо того, чтобы признать, что он сам сердит.

Ретрофлексия. Человек начинает развивать свою активность  в мир, и сталкивается с препятствием, после чего прекращает попытки повлиять на  внешний мир, на тех людей, которые существуют рядом с ним, и возвращая  всю  энергию  обратно  в свой внутренний душевный мир, прерывая контакты с окружением.  Проявляется ретрофлексия чаще всего физически. Это боли в мышцах, напряжение, скованность и другие болезненные симптомы.

Откуда берется ретрофлексия? Например, в детстве человеку говорили родители:  «Большие мальчики не плачут!»  и,  столкнувшись с болевыми ощущениями,  он спрячет свою боль внутрь, остановит слёзы и разочарование. Это напряжение, однако, останется в его теле. И будет переживаться им самим как боль. А наблюдатель заметит, что мышцы тела его напряжены.

        Гештальттерапевт внимательно наблюдает за тем, как именно организован способ поведения на границе контакта человека и мира, который его окружает. Способы и формы вступления в контакт у  человека, который находится в ресурсном состоянии, сильно отличается от поведения человека, у которого есть комплексы или который захвачен актуальным стрессом.

Гештальттерапевт предполагает, что если помочь человеку отказаться от прерываний контакта и вернуться к естественному опыту и вернуть себе способность быть ответственным и быть осознающим, то человек вернет себе душевное здоровье и выйдет из стресса.

     Вот несколько  важных принципов для гештальттерапевта, которые он продвигает в работе с клиентом:  Осознавание (сознавание), саморегуляция, самоподдержка, ответственность, контакт, конгруэнтность, аутентичность, здесь-и-теперь.

     Гештальтподход призывает – не надо искать и разрешать проблемы! Лучше дать внимание тому, чтобы процесс жизни стал осознанным, и проблемы найдут себе решения сами собой, будут решаться по мере поступления.

      Итак,  Гештальт может, и более того,  и должен быть  понятным простому человеку из простого житейского здравого смысла. Конечно, понять принцип действия еще не значит стать  мастером в его использовании. Понять, как устроена проблема,  еще не значит – стать свободным. Понять, как устроены цепи, которые сковывают человека – еще не значит, что  для него найден путь к свободе.

      Гештальт подход дает надежду на то, что с помощью осознавания, опоры на «здесь и сейчас»,  эксперимента и творчества  человек может вернуть своей душе  свободу и спонтанность. Практика работы гештальт терапевта – это творческий диалог терапевта с клиентом, использование  креативных экспериментов, основанных на сочетании телесной работы и техник диалога.

   Что мы предложим в ознакомительном семинаре для тех, кто обучается психотерапии?  Прежде всего, гештальттерапия учит, что надо обращать внимание не на то, ЧТО делает человек, а на то, КАК он делает то, что делает.

   Ведущие принципы работы гештальттерапевта основаны на нескольких важных принципах. Это  принцип активности, «здесь и сейчас», спонтанность, осознанность, феноменологический подход  и контакт.

Поэтому участники гештальт экспериментов  получают опыт  формирования навыка наблюдать параллельно за содержанием коммуникации и за теми процессами, которые поддерживают коммуникацию.

    Практика гештальт терапии базируется на  теоретических принципах в отношении  организации контакта, на концепции «границы контакта» и на работе с тем,  как организован цикл контакта.

    Для практики  гештальттерапевта важны  принципы  наблюдения за процессами контакта,  в том числе опора на представление  о «гомеостазе» и о динамическом обмене «организм-среда» и практическое использование принципа «незавершенного действия» в терапевтической сессии.

    И в  завершении — добро пожаловать в мир  практики гештальт терапии и в область  волнующих новых осознаваний и человеческих встреч.